|
Алексей Кондратьевич
Саврасов
(1830—1897)
Русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор
ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели».
Живописные места южного побережья Финского залива всегда имели притягательную
силу: один раз посетишь – и никогда уже не отпустит от себя неброская
северная красота, где небо высоко и светло, а гладь Финского залива
сливается с горизонтом, и берега заколдовывают своей неухоженной красотой.
Так случилось и с великим русским художником Алексеем Кондратьевичем
Саврасовым.
Летом и осенью 1854 года в усадьбе герцога Максимилиана Лейхтенбергского
и Великой княжны Марии Николаевны на подъеме всех творческих сил написал
Саврасов две большие картины:
|
|
«Вид в окрестностях
Ораниенбаума» |
Морской вид в окрестностях
Ораниенбаум |
За них получил он высокое звание академика живописи. Это общеизвестный факт.
Однако мало кто знает, как именно московский художник Саврасов оказался в дачной
местности Петергофа.
А произошел приезд великого художника в парк, который ныне носит название
«Сергиевка», следующим образом.
С 1839 года, после смерти супруга герцога Максимилиана Лейхтенбергского,
Великая княжна Мария Николаевна стала исполнять обязанности президента Академии
художеств и председателя «Общества поощрения художеств». Эта те должности,
которые занимал при жизни ее муж.
Однажды на просмотре работ она обратила внимание на картину тогда еще молодого и
мало известного Алексея Саврасова, изображающую отдых чумаков в украинской степи
(«Чумаки», 1854 г.).
Мария Николаевна пригласила Саврасова приехать на лето в свою усадьбу для
работы. Польщенный вниманием художник тогда не догадывался, в какие красивые
места зовет его Великая княжна Мария Николаевна, но после ее разъяснений о том,
что ее имение расположено в живописных местах вблизи Петергофа, известного
своими фонтанами, художник тут же стал собираться в дорогу.
Загородный дворец Лейхтенбергских, построенный в виде римской виллы,
посетили многие творческие личности. Хозяева дворца обеспечивал им не только
изумительный отдых на природе, но и все условия для создания великих
произведений. Садово-парковый ансамбль «Сергиевка» стал местом вдохновения, где
рождались великие произведения, оставившие заметный след в культуре и истории
нашего общества.
Эта местность помнит Репина, Левитана, Сомова, семью Бенуа, писателей Некрасова,
Панаевых, Толстого, Тургенева, Щедрина, композиторов Глинку и Рубинштейна, а
также весь культурно-политический бомонд тогдашней России. Все эти люди
составили славу и гордость культурного общества России, и через них эта слава
распространилась на Ораниенбаум, Мартышкино и Петергоф…
Дворец Лейхтенбергских – это творение непревзойденного мастера архитектуры
Андрея Штакеншнейдера. Со всех сторон виллу окружал старинный парк, прекрасно
устроенные дорожки вели к прудам и пересекали романтические овраги, во всяких
уголках парка располагались многочисленные клумбы и цветники - всё это
вдохновляло и духовно обогащало гостя.
Вилла Великой княгини раскрывала двери для всех людей искусства. Завсегдатаями
ее салона были писатели и художники, музыканты и поэты, профессора и журналисты,
сановники и светские красавицы, а также блестящие гвардейские офицеры. Каждую
неделю устраивались то литературные чтения новых произведений, то вечера шарад,
то спектакли домашнего театра.
По-разному попадали творческие люди в живописные места парка «Сергиевка».
Кто-то приезжал сам, прослышав об этих удивительных красотах, а кого приглашали,
зная, что эти места оставляют неизгладимые впечатления и вдохновляют на великие
произведения. Так и случилось с великим русским художником Алексеем
Кондратьевичем Саврасовым.
Михаил Александрович Врубель
(1856 - 1910)
Известный русский художник Михаил Александрович Врубель почти
безвыездно проводил в Петергофе летние месяцы 1879, 1880, 1882 и 1883 годов,
считая себя петергофским жителем.
Михаил Александрович создал на рубеже веков
самые зрелые свои живописные и графические произведения в жанре пейзажа,
портрета, книжной иллюстрации. В его произведениях все сильнее заявляют в себе
черты стиля «-модерн».
Исследователи творчества художника отмечают, что
в Петергофе он жил на даче Пампелей, не указывая ее местонахождение.
Фридрихсгамский купец Александр Карлович Пампель был помощником крупного
промышленника, владельца сахарных и писчебумажных предприятий Леопольда
Георгиевича Кенига и жил с семьей в Петербурге, на Лифляндской улице. В пору
своей молодости Михаил Врубель проживал в семье А. К. Пампеля с 1878 по 1883 год
на правах друга и репетитора его сына Владимира.
Киевский профессор Александр Павлович Иванов, биограф Врубеля, писал: «У
Пампелей он жил как родной: зимой ездил вместе с ними в оперу, летом переселялся
со всеми на дачу, в Петергоф.
Пампели ни в чем себе не отказывали, и все у них было непохоже
на строгий и скромный уклад в семье самого Врубеля; дом был полной чашей, даже в
излишне буквальном смысле, и именно у Пампелей обнаружилась во Врубеле впервые
склонность к вину, в котором здесь никогда не было недостатка".
Петергофский краевед В.А. Гущин установил по
архивным документам месторасположение дома Пампеля в Старом Петергофе. Его
имение находилось на Казарменной улице, не сохранившейся до наших дней. Но
место, где располагалось имение Пампелей, можно легко определить, если пройти от
мемориала «Приморский» в сторону Финского залива по бывшей Санкт-Петербургской
улице, которая упиралась в Знаменскую, а затем и переходила в Казарменную.
Имение находилось с левой стороны улицы и было четвертым, предпоследним, перед
гребнем террасы, начиная от угла Знаменской улицы. Врубель проводил время в
Петергофе почти безвыездно, так как страдал от безденежья. Это, видимо, тяготило
художника и на даче: 'Работы и думы берут у меня почти весь день. На музыку даже
не хожу. Только за едой да часов с 9 вечера делаюсь годным для общежития
человеком. Сильно мою энергию поддерживают тщеславие и корыстные мечты, как я на
будущей акварельной выставке выступлю с четырьмя серьезными акварелями, как на
них обратят внимание, как приобретут их за порядочную сумму... ", — писал он
родителям 11 июня 1883 года из Петергофа.
Для воплощения своего замысла М. Врубель рисовал
по шесть-семь часов ежедневно, работая одновременно сразу над несколькими
картинами-акварелями, в том числе: «Задумавшаяся Ася», «Вяжущая Кнорре»,
«Господин Джеймс, ветхий старичок с бородой».
По вечерам художник часто совершал прогулки по Петергофу и его
окрестностям. Особенно любил он ходить на залив, приглядываясь «к живописному
быту местных рыбаков». Рыбаки располагались около деревни Бобыльской.
Врубелю приглянулся между ними один старичок: темное, как медный
пятак, лицо с вылинявшими грязными седыми волосами и в войлок всклокоченной
бородой; закоптелая засмоленная фуфайка, белая с коричневыми полосами, странно
кутает его старенький с выдающимися лопатками стан, на ногах чудовищные сапоги;
лодка его сухая внутри, и сверху напоминает оттенками выветривавшуюся кость; с
киля мокрая, темная, бархатно-зеленая, неуклюже выгнутая точь-в-точь спина
какой-нибудь морской рыбы. Прелестная лодка с заплатами из свежего дерева,
шелковистым блеском на солнце напоминающего поверхность Кучкуровских соломинок.
Прибавьте к ней лиловато-сизовато-голубые переливы вечерней зыби, перерезанной
прихотливыми изгибами глубокого, рыже-зеленого силуэта, отражения, и вот
картинка, которую я намерен написать Кенигу, которую уже набросал на память.
Старик мне обещал сидеть за двугривенный в час. Сидеть он будет на носу лодки,
привязанной к берегу, с ногами, опущенными за борт, и изобразит вдохновение».
Возможность платить старику и рисовать задуманную картину появилась у Врубеля
после присылки сестрой денежного перевода.
В летний сезон 1883 года ходил Михаил Врубель и в Заячий Ремиз к
своему другу Николая Бруни, отец которого, архитектор Александр Константинович
Бруни, снимал дачу у Марии Михайловны Лапиной на Заячьем проспекте.
Иван Иванович Шишкин
(1832—1898)
Более всех других деревьев Шишкин любил сосны и дубы; первые - за
изящество, вторые - за могучую силу, заключенную в них.
Об этой любви свидетельствует и представленная работа, отличающаяся
изысканной светотеневой "аранжировкой".
Во второй половине 1880-х гг. живопись Шишкина несколько (но не
кардинально) меняется: "тон почуял" (И. Н. Крамской), то есть стал уделять
больше внимания общему атмосферному состоянию, объединяющей предметы
световоздушной среде, но, в противоположность тенденциям эпохи, сохранял ясность
и цельность видения предметной формы:
Сосны, освещенные солнцем (1886),
Дубы (1887),
Мордвиновские
дубы (1891), Осень (1892) и др. И.И.Шишкин за работой над картиной "Мордвиновские
дубы" 1891. В.В.Верещагин, посмотрев этюд «Сосны, освещенные солнцем.
Сестрорецк», сказал: «Да, вот это живопись! Глядя на полотно, я, например,
совершенно ясно ощущаю тепло, солнечный свет и до иллюзии чувствую аромат
сосны». Картину Мордвиновские дубы Шишкин написал в окрестностях Петергофа и
Ораниенбаума, когда он жил в этих местах летом 1891 года. И. Н. Крамской писал о
Шишкине: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он смел и ловок,
не задумывается... Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает
пейзаж ученым образом, в лучшем смысле...» «Работать! Работать ежедневно,
отправляясь на эту работу, как на службу. Нечего ждать пресловутого
"вдохновения"... Вдохновение - это сама работа!», - утверждал Шишкин. «Работал
он ежедневно. Летние солнечные дни у художника были заняты целиком. Словно
рабочий к станку, приходил он к этим дубам и выписывал с особым тщанием едва ли
не каждый листочек. Такая детальность не была свойственна художникам своего
периода, однако у Ивана Шишкина уже был свой стиль и, конечно, собственные
пристрастия. Более всего, судя по полотнам, художник любил дубы и сосны. И те, и
другие деревья по-своему могучи. Дуб олицетворяет недюжинную силу, а сосна –
небывалую стать. Два огромных дуба, широко раскинувших свои ветви, освещены
щедрым летним солнцем, судя по желтизне тонов, это уже после полудня, но до
заката ещё далеко. И что удивительно, это тепло чувствуется чуть ли не физически
от одного только взгляда на картину.
Такое впечатление, что налетит лёгкий ветерок, и зашумит листва
на деревьях-исполинах. По признанию современницы, Шишкин приходил рисовать эти
дубы ровно в один и тот же час, чтобы свет падал на них одинаково, а в другое
время суток он параллельно с этим писал ещё несколько произведений. По утрам –
ниву, по вечерам – пруд. В этом и заключается секрет плодовитости художника. Сам
же он считал, что вдохновение непременно придёт во время самой работы, стоит
только выбраться на натуру. А в окрестностях Петергофа природа даёт богатую
почву для живописца. Главное – выбрать точку, почувствовать композицию. В этой
картине за дубами виден жёлтый домик с зелёными ставнями и козырьком над входом.
В нём открыты окна – на улице зной. За домиком – пожелтевшие кроны, видимо, от
жары. Только два могучих дуба держатся, их листва по-прежнему зеленеет. Только
кое-где просвечивают голые ветви. В тени такого дерева можно укрыться от палящих
лучей солнца. Но как угадать: работал ли над картиной мастер на солнцепёке или
прятался под таким же точно дубом? Вероятнее всего второе: на это указывают тени
в самом низу картины.
|