Станция
Сергиевка и окрестности
Станция "Старый Петергоф"

Замечания и предложения направляйте
mail@mesniki.ru
Вконтакте

21 июля 1859 г. вступила в строй Петербурго-Петергофская железная дорога, конечной станцией которой был Новый Петергоф. В 1862 г. началось строительство железной дороги от Нового Петергофа до Ораниенбаума.
7 июня 1864 года открылось регулярное движение поездов на этом участке с промежуточной станцией, именно тогда названной - Старый Петергоф.
Еще накануне этого дня газета «Русский инвалид» опубликовала «для сведения широкой публики» первое в истории расписание поездов на этой линии.
«...Эта дорога, — писалось в газете "Русский инвалид" от 21 июля 1864 года, — составляет продолжение Петергофской линии с тою только разницей,
что проходит по местности более живописной, чем первая...
кроме значения увеселительного и предоставления больших удобств жителям Петербурга и Кронштадта...
новая дорога значительно облегчает перевозку грузов из Кронштадта в Петербург...

Вплоть до 1900 года на дороге от Петербурга до Ораниенбаума было пять станций: Лигово, Сергиево, Стрельна, Новый и Старый Петергоф. Поезда между Петербургом и Ораниенбаумом ходили всего пять раз в сутки.
Основная масса дачников жила между Старым Петергофом и Ораниенбаумом, в поселках Лейхтенбергский, Мордвиново, Мартышкино и Ольгино.
На коротком расстоянии от Старого Петергофа до Ораниенбаума — около 6 верст — было четыре платформы.
Поезд с полным составом не мог останавливаться на каждой версте. Правление железной дороги нашло хороший выход.Публика, которой нужно было в эти поселки, высаживалась в Старом Петергофе, поезд уходил в Ораниенбаум, и сразу после его ухода подавалась «кукушка» — маленький паровозик с большим двухэтажным вагоном. Кукушка Эта «кукушка» и развозила дачников, останавливаясь у каждой платформы. «Кукушка» была сезонным мероприятием, правление железной дороги считало ее нештатной единицей, билеты продавали студенты, которые желали летом подработать, живя на даче, они одновременно служили. На паровозике — машинист и кочегар, тоже нештатные. Допускались вольности: между полуостановками помашет кто-нибудь зонтиком или платочком, машинист остановит. Машинист забавлял публику тем, что сделал большой мочальный кнут. Получая отправление, он высовывался из будки, хлестал кнутом по котлу паровозика и кричал: «Но-о, поехали!» — и свистел «ку-ку!».
«…Существует между главными станциями и полустанками сообщение на паровозо-вагонах, прозванных «кукушками». Так, между нашей станцией и Ораниенбаумом ходят такие паровозо-вагоны. Если я имею разовый билет от Петербурга до Ораниенбаума,
то я вместо конечной цели поездки, буде мне надо, могу воспользоваться паровозо-вагоном для того, что-бы доехать без особой приплаты до любого из полустанков…»
Газета «Котлин».
2 июня 1896 года

Под вокзал в Старом Петергофе приспособили одноэтажную с мезонином деревянную дачу штабс-капитана Виктора Моисеевича Хоменко, стоящую углом к железной дороге.
mapВ ней устроили залы ожидания разных классов, билетную комнату, буфет, киоск для газет и помещение для начальника станции.
Это здание перестало отвечать требованиям многочисленной публики в летние сезоны, а в 1884 году вода Чёрного пруда переполнила Троицкий ручей и подтопила само строение.
Инженером Павловским была сделана пристройка открытой террасы. Встал вопрос о строительстве каменного здания вокзала.
«…В городе поговаривают, что вскоре вместо старенькой деревянной платформы и скромного домика на нашей станции железной дороги будет приступлено к постройке большого каменного вокзала, похожего на Новопетергофский. Этот слух чрезвычайно важен, и весьма желательно, чтобы он осуществился. Потребность в хорошем вокзале, само собой разумеется, крайне ощутительна для всякого города, расположившегося около железной дороги, а для такого города, как Старый Петергоф, она еще более дает себя чувствовать, потому что город довольно густо населен и железнодорожный путь проходит через одну из лучших его окраин. Кроме того,устройство красивого вокзала вызовет еще большее оживление окрестностей и застройку их хорошими домами. Дачная жизнь уже не за горами. Еще несколько недель, и на наших, к тому времени просохших, улицах появятся первые возы с мебелью…»
Местный
Газета «Котлин».
29 марта 1897 года

7 июня 1897 года началась строительство нового вокзала по проекту академика архитектуры Семёна Николаевича Лазарева-Станищева.
Семён Николаевич Лазарев-Станищев (1863 - 1912).
Ученик Академии художеств с 1882 г. Получил медали: в 1885 г. – 2 серебряную; в 1886 г. – 2 золотую за программу: «проект гостиного двора для столичного города»; имеет также две 1 серебряные и 2 серебряные медали. Был удостоен 1 золотой медали за «проект театрального училища». 30 октября 1887 г. – звание классного художника 1 степени. Пенсионер Академии художеств с 1888 г. Сверхштатный адъюнкт-профессор при архитектурных классах Академии художеств с 1892 г. В 1893 г. – звание академика. Был смотрителем Исаакиевского собора. Постройки станций Горская (Можайская), Лигово, Сергиево, Стрельна. Провел ценные исследования в области мер по защите железнодорожных путей от снежных заносов. Семен Николаевич был похоронен в 1912 на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. 
«…В понедельник, 7 июня, после полудня, у нас состоялось при торжественной обстановке закладка нового железнодорожного вокзала, который находится на месте старого, деревянного. Вокзал длиной 30 сажен, постройка его вчерне будет закончена к осени настоящего года.»
Газета «Котлин».
9 июня 1897 года

«Из жизни Петергофа. В скором времени возобновятся работы по окончательной постройке и отделке вокзала станции Старый Петергоф. В настоящее время приступлено к постройке новой правой (считая от Ораниенбаума) платформы, причем старая уже разобрана, левая же платформа почти закончена, лишь неокрашена. Ввиду этого поезда, как идущие из С.-Петербурга, так и в Петербург, подходят к левой стороне, отчего происходит некоторое запоздание при выжидании встречных поездов.»
«Кронштадтский вестник»
22 апреля 1898 года


13 сентября 1898 года состоялось открытие нового вокзала Старого Петергофа с мостом через ж/д пути. На противоположной платформе был построен деревянный навес со сложной конфигурацией крыши. У вокзала работал ресторан и павильон Бель-Вю.


С правой стороны вокзала (Петербургское направление) имеются залы ожидания I и II классов, в этом же зале помещен буфет с продажею крепких напитков, в середине — подъезд и две боковых лестницы, ведущих на верхнюю площадку, с которой перекинут на другую платформу мостик для перехода публики; внизу же помещаются кассы, багажная и билетная, и контора начальника станции, в левой стороне вокзала — зал ожидания III класса, тоже с винным буфетом; из этого зала вход на платформу мимо террасы, на которой в летнее время публика I и II класса ожидает прибытия поезда.
Во время войны, в 1942 году станция была полностью уничтожена.
«По свидетельству очевидцев, 10 июля 1942 года со стороны Нового Петергофа около 16 часов к вокзалу Старого Петергофа приближался немецкий эшелон с боеприпасами, по которому два наших орудия открыли огонь, когда тот был уже около станции. Несколько снарядов попали в здание вокзала, а после попадания в эшелон, в нём взорвались боеприпасы, при этом помимо прямых разрушений возник большой пожар, продолжавшийся несколько часов и навсегда уничтоживший ещё один архитектурный памятник Петергофа..."
(из книги В.А. Гущина "История Петергофа и его жителей. Старый Петергоф").
После войны на восстановленной платформе было построено деревянное здание вокзала, которое сгорело осенью 1997 года. Сгоревшую постройку разобрали, а взамен появилось временное здание касс из силикатного кирпича. 
В 2009 году построили новое станционное здание под электронную пропускную систему, огородив платформы решётками, а в начале 2017 года надстроили мансардный этаж, а над ризалитом создали фронтон. На фасадах появилась декор под готику, в стиле здания вокзала Новый Петергоф, козырьки над входами и над кассами.