|
21 июля 1857 г. вступила в строй Петербурго-Петергофская железная дорога,
конечной станцией которой был Новый Петергоф. В 1862 г. началось строительство
железной дороги от Нового Петергофа до Ораниенбаума.
7 июня 1864 года открылось регулярное движение поездов на этом участке с
промежуточной станцией, именно тогда названной - Старый Петергоф.
Еще накануне этого дня газета «Русский инвалид» опубликовала «для сведения
широкой публики» первое в истории расписание поездов на этой линии.
«...Эта дорога,
— составляет продолжение Петергофской линии с тою только разницей,
что проходит по местности более живописной, чем первая...
кроме значения увеселительного и предоставления больших удобств жителям
Петербурга и Кронштадта...
...новая дорога значительно облегчает перевозку грузов из Кронштадта в
Петербург...
"Русский инвалид" от 21 июля 1864 года.
Вплоть до 1900 года на дороге от Петербурга до Ораниенбаума было пять станций: Лигово, Сергиево, Стрельна, Новый и Старый Петергоф. Поезда между Петербургом и
Ораниенбаумом ходили всего пять раз в сутки.
К началу эксплуатации Петербурго-Петергофская железная дорога имела 8 паровозов, из них 3 типа 1-1-1 и 5 типа 2-2-0.
Два паровоза типа 1-1-1 были построены Лейхтенбергским заводом в 1856 г. и имели названия "Петербург" и "Петергоф", третий паровоз,
изготовленный в 1857 г. заводом Шарп - Стюарт, назывался "Стрельня".
Основная масса дачников жила между Старым Петергофом и Ораниенбаумом, в поселках
Лейхтенбергский, Мордвиново, Мартышкино и Ольгино.
На коротком расстоянии от Старого Петергофа до Ораниенбаума — около 6 верст —
было четыре платформы.
Поезд с полным составом не мог останавливаться на каждой версте. Правление
железной дороги нашло хороший выход. Публика, которой нужно было в эти поселки,
высаживалась в Старом Петергофе, поезд уходил в Ораниенбаум, и сразу после его
ухода подавалась «кукушка» — маленький паровозик с большим двухэтажным вагоном.
Эта «кукушка» и развозила дачников, останавливаясь у каждой платформы.
«Кукушка» была сезонным мероприятием, правление железной дороги считало ее
нештатной единицей, билеты продавали студенты, которые желали летом подработать,
живя на даче, они одновременно служили. На паровозике — машинист и кочегар, тоже
нештатные. Допускались вольности: между полуостановками помашет кто-нибудь
зонтиком или платочком, машинист остановит. Машинист забавлял публику тем, что
сделал большой мочальный кнут. Получая отправление, он высовывался из будки,
хлестал кнутом по котлу паровозика и кричал: «Но-о, поехали!» — и свистел
«ку-ку!».
«…Существует между главными станциями и полустанками сообщение на
паровозо-вагонах, прозванных «кукушками». Так, между нашей станцией и
Ораниенбаумом ходят такие паровозо-вагоны. Если я имею разовый билет от
Петербурга до Ораниенбаума, то я вместо конечной цели поездки, буде мне надо, могу воспользоваться
паровозо-вагоном для того, что-бы доехать без особой приплаты до любого из
полустанков…»
Газета «Котлин».
2 июня 1896 года
"
Путеводитель по дачным окрестностям _S.Peterburga 1905 год
Под вокзал в Старом Петергофе приспособили одноэтажную с мезонином деревянную
дачу штабс-капитана Виктора Моисеевича Хоменко, стоящую углом к железной дороге.
В
ней устроили залы ожидания разных классов, билетную комнату, буфет, киоск для
газет и помещение для начальника станции.
Это здание перестало отвечать требованиям многочисленной публики в летние
сезоны, а в 1884 году вода Чёрного пруда переполнила Троицкий ручей и подтопила
само строение.
Инженером Павловским была сделана пристройка открытой террасы. Встал вопрос о
строительстве каменного здания вокзала.
«…В городе поговаривают, что вскоре вместо старенькой деревянной платформы и
скромного домика на нашей станции железной дороги будет приступлено к постройке
большого каменного вокзала, похожего на Новопетергофский. Этот слух чрезвычайно
важен, и весьма желательно, чтобы он осуществился. Потребность в хорошем
вокзале, само собой разумеется, крайне ощутительна для всякого города,
расположившегося около железной дороги, а для такого города, как Старый
Петергоф, она еще более дает себя чувствовать, потому что город довольно густо
населен и железнодорожный путь проходит через одну из лучших его окраин. Кроме
того,устройство красивого вокзала вызовет еще большее оживление окрестностей и
застройку их хорошими домами. Дачная жизнь уже не за горами. Еще несколько
недель, и на наших, к тому времени просохших, улицах появятся первые возы с
мебелью…»
Местный
Газета «Котлин».
29 марта 1897 года
7 июня 1897 года началась строительство нового вокзала по проекту академика
архитектуры Семёна Николаевича Лазарева-Станищева.
Семён Николаевич Лазарев-Станищев (1863 - 1912).
Ученик Академии художеств с 1882 г. Получил медали: в 1885
г. – 2 серебряную; в 1886 г. – 2 золотую за программу: «проект гостиного двора
для столичного города»; имеет также две 1 серебряные и 2 серебряные медали. Был
удостоен 1 золотой медали за «проект театрального училища». 30 октября 1887 г. –
звание классного художника 1 степени. Пенсионер Академии художеств с 1888 г.
Сверхштатный адъюнкт-профессор при архитектурных классах Академии художеств с
1892 г. В 1893 г. – звание академика. Был смотрителем Исаакиевского собора.
Постройки станций Горская (Можайская), Лигово, Сергиево, Стрельна. Провел ценные
исследования в области мер по защите железнодорожных путей от снежных заносов.
Семен Николаевич был похоронен в 1912 на кладбище Новодевичьего монастыря в
Санкт-Петербурге.
«…В понедельник, 7 июня, после полудня, у нас состоялось при торжественной
обстановке закладка нового железнодорожного вокзала, который находится на месте
старого, деревянного. Вокзал длиной 30 сажен, постройка его вчерне будет
закончена к осени настоящего года.»
Газета «Котлин».
9 июня 1897 года
«Из жизни Петергофа. В скором времени возобновятся
работы по окончательной постройке и отделке вокзала станции Старый Петергоф. В
настоящее время приступлено к постройке новой правой (считая от Ораниенбаума)
платформы, причем старая уже разобрана, левая же платформа почти закончена, лишь
неокрашена. Ввиду этого поезда, как идущие из С.-Петербурга, так и в Петербург,
подходят к левой стороне, отчего происходит некоторое запоздание при выжидании
встречных поездов.»
«Кронштадтский вестник»
22 апреля 1898 года
13 сентября 1898 года состоялось открытие нового вокзала Старого Петергофа с
мостом через ж/д пути. На противоположной платформе был построен деревянный
навес со сложной конфигурацией крыши. У вокзала работал ресторан и павильон
Бель-Вю.
С правой стороны
вокзала
(Петербургское
направление) имеются
залы ожидания I и II
классов, в этом же
зале помещен буфет с
продажею крепких
напитков, в середине
— подъезд и две
боковых лестницы,
ведущих на верхнюю
площадку, с которой
перекинут на другую
платформу мостик для
перехода публики;
внизу же помещаются
кассы, багажная и
билетная, и контора
начальника станции,
в левой стороне
вокзала — зал
ожидания III класса,
тоже с винным
буфетом; из этого
зала вход на
платформу мимо
террасы, на которой
в летнее время
публика I и II
класса ожидает
прибытия поезда.
Во время войны, в
1942 году станция
была полностью
уничтожена.
«По свидетельству очевидцев, 10 июля 1942 года со стороны Нового Петергофа
около 16 часов к
вокзалу Старого
Петергофа
приближался немецкий
эшелон с
боеприпасами, по
которому два наших
орудия открыли
огонь, когда тот был
уже около станции.
Несколько снарядов
попали в здание
вокзала, а после
попадания в эшелон,
в нём взорвались
боеприпасы, при этом
помимо прямых
разрушений возник
большой пожар,
продолжавшийся
несколько часов и
навсегда
уничтоживший ещё
один архитектурный
памятник
Петергофа..."
(из книги В.А.
Гущина "История
Петергофа и его
жителей. Старый
Петергоф").
После войны на восстановленной платформе было построено деревянное здание
вокзала, которое
сгорело осенью 1997
года. Сгоревшую
постройку разобрали,
а взамен появилось
временное здание
касс из силикатного
кирпича.
В 2009 году
построили новое
станционное здание
под электронную
пропускную систему,
огородив платформы
решётками, а в
начале 2017 года
надстроили
мансардный этаж, а
над ризалитом
создали фронтон. На
фасадах появилась
декор под готику, в
стиле здания вокзала
Новый Петергоф,
козырьки над входами
и над кассами.
|