|
Феофан Прокопович
(1681-1736),
ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ (в миру
Елиазар (Елисей)) архиепископ
Новгородский, церковный и политический деятель,
верный сподвижник Петра I в реформах Русской
православной церкви, писатель и ученый.
Родился 8 (19) июня 1681 в семье киевского
купца. Воспитывался дядей, Феофаном
Прокоповичем, ректором Киевской академии. Учился
в Киевской академии; в 1698 отправился в Рим,
перейдя в унию и приняв монашество в униатском
базилианском (св. Василия Великого) ордене с
именем Самуил.
В Риме поступил в иезуитскую коллегию святого
Афанасия, где прошел полный курс теологических
наук. Вернувшись в Киев (1702), вновь обратился
в православие (1704), приняв монашеский постриг
с именем Феофан. Преподавал в Киевской академии
поэтику, риторику, философию и богословие.
Привлек внимание Петра I, обратившись к нему с
торжественной речью во время посещения царем
Софийского собора (1706); произносил также
панегирики царю по поводу Полтавской победы в
том же Софийском соборе (1709) и в лагере в
Яссах (1711).
В том же 1711 Петр назначил его ректором
академии и игуменом Братского монастыря в Киеве,
а в 1715 вызвал в новую столицу.К тому времени
Феофан уже был автором учебников поэтики и
догматики, философских диалогов и многих
проповедей; в его богословии проступили явные
инославные, но скорее не католические, а
протестантские влияния. Именно последние помогли
ему обосновать идею безусловного первенства
светской власти (с ее "верховенством над
землей") над духовной, которая должна быть
преобразована, дабы существовать наравне с
любыми другими государственными учреждениями.
В Киеве Феофан создал и известнейшее из своих
драматических произведений, силлабическую
трагикомедию Владимир (поставлена 1705), где
"равноапостольный" князь, принявший
христианство, выставлен как образец
просвещенного монарха, одолевшего вековое
невежество.
В петербургских проповедях (О власти и чести
царской и др.) всячески отстаивал реформы Петра,
обличая его врагов.
В 1718 был рукоположен в епископа Псковского; с
1720 - архиепископ Новгородский. Участвовал в
составлении либо был автором важнейших
государственных документов того времени, прежде
всего Духовного регламента (1720), по сути -
закона нового церковного устроения (подписанного
Петром в начале 1721), согласно которому
упразднялось патриаршество и вводилась всецело
подчиненная царю Духовная коллегия (вскоре
переименованная в Святейший Правительствующий
Синод), где сам Феофан стал первенствующим
членом. Кроме Духовный регламента, написал также
введение к Морскому уставу и Слово похвальное о
флоте Российском (оба 1719), Розыск исторический
(1721), Правда воли монаршей (1722) и другие
сочинения, где изъяснял проблемы гражданского и
церковного права, а также престолонаследия,
утверждая принципы просвещенного монархизма.
После смерти Петра I авторитет Прокоповича
пошатнулся, усилился ропот духовенства по поводу
его далеких от ортодоксии, "лютеранских"
взглядов. Однако он упрочил свое положение в
1730-е годы, при Анне Ивановне, расправляясь с
противниками посредством доносов в Тайную
канцелярию. В 1733 году Феофану Прокоповичу были
пожалованы Анной Иоанновной имение «приморская
дача» и недостроенный дворец.
Феофан организовал здесь семинарию и положил
начало деревне Бобыльская, так как поселил на
приморской территории дачи несколько
крестьянских семей из своей новгородской
вотчины.
Достаточно циничный и неразборчивый в средствах
как политик, архиепископ Феофан, тем не менее,
внес большой вклад в новую, постсредневековую
культуру России: он активно способствовал
организации Академии наук, как историк
(участвовавший, в частности, в написании Истории
Петра Великого, изданной в 1773) оказал большое
влияние на В.Н.Татищева, а как поэт-сатирик - на
А.Д.Кантемира.
Скончался Феофан Прокопович 8 (19) сентября
1736.
|